Стенокардия

СтенокардияСтенокардия – опасный синдром ишемической болезни сердца. Он проявляется себя уменьшением или прекращением транспортировки крови к миокарду.

В результате в сердечных мышцах отмечается нехватка кислорода, которая приводит к ощущению  сильной боли за грудиной.

Причины

Патологические процессы в коронарных сосудах, снабжающих кровью сердце – основные причины стенокардии. Как правило, эти артерии сужаются, приводя к тому, что миокард не получает достаточного для нормального функционирования кислорода.

Учеными было определено три группы риска стенокардической болезни:

1. Нездоровый образ жизни. Наличие вредных привычек, гиподинамия и злоупотребление пищей, содержащей много холестерина.
  2. Данные физиологического состояния. Они также являются маркерами синдрома. (уровень холестерина в плазме крови более 5,2 ммоль/л; повышенное артериальное давление; заниженный процент липопротеидов высокой плотности,показатель триглицеридов в крови более 1,7 ммоль/л; сахарный диабет, избыточная масса тела.)
  3. Предрасположенность. Возрастной риск – с 45 лет у мужчин и с 55 лет у женщин. Болеют преимущественно представители мужского пола, а также люди с генетической склонностью к атеросклерозу и ИБС.

Классификация

Еще в 1979 Всемирной организацией здравоохранения была принята и утверждена полная классификация стенокардии.

В зависимости от характера возникновения приступов выделяют 2 вида заболевания:

• Спонтанное. Проявляется в виде внезапного стеноза коронарных сосуд. Приступы вероятны в основном в утреннее и ночное время, когда пациент находится в состоянии покоя. На кардиограмме наблюдается резкий подъем зубца ST.
  • Напряжения. Развивается вследствие повышенных физических нагрузок, стрессов, нервных переживаний. Купирование боли осуществляется с помощью сублингвального нитроглицерина и соблюдением режима покоя. Если стенокардия напряжения наблюдается в течение более 1 месяца, она считается стабильной. Такой вид самый распространенный. Он наблюдается в 8 из 10 пациентов с ИБС.

Стабильная стенокардия в зависимости от тяжести и частоты приступов имеет 4 функциональных класса

1. Легкий. Человек хорошо себя чувствует во время обычной физической активности; а приступы возникают не более 2-3 раз в месяц при наличие чрезмерных нагрузок;
  2. Средний. Наступает ограничение обычной физической активности. Приступы могут случаться еженедельно и быть вызваны продолжительной ходьбой по ровной местности и подъемом по лестнице более чем на 1 этаж.
  • Умеренно тяжелый. Приступы возникают несколько раз в неделю в результате подъёма на один этаж или непродолжительной ходьбы по ровной местности на 100-200 м.
  1. Тяжелый. Боль за грудиной может беспокоить пациента ежедневно при незначительной физической нагрузке (ходьбе менее чем на 100 метров), среди сна, в покое.

Симптомы

Оказать своевременную помощь во время приступа поможет знание того, какие симптомы стенокардии наиболее примечательны.

К ним относят:

• Давящий характер боли за грудиной (в верхней или средней части);
  • Учащенное дыхание;
  • Онемение и болезненность левой руки
  • Выраженный испуг на лице;
  • Вынужденная поза стоя («симптом витрины»).

Диагностика

После детального исследования данных анамнеза пациента в нашей лаборатории осуществляется диагностика стенокардии с помощью новейшего высокотехнологичного оборудования.

Первой делается электрокардиограмма в состоянии покоя и после физических нагрузок. Для более тщательного изучения вида и характера заболевания мы проводим:

• Коронарографию;
  • Холтеровское мониторирование;
  • Велоэргометрию.

Лечение

Предупредить прогрессирование заболевания, осложнения и летальный исход помогает своевременное и правильное лечение стенокардии.

Его основным направлением является профилактика и купирование приступов. Последнее осуществляется с помощью таблеток нитроглицерина под язык. Их следует выписать пациенту и порекомендовать носить с собой постоянно. В течение 1-2 минут после применения нитроглицерин снимает сжимающую боль в сердце.  Если эффекта не последовало примем препарата можно повторить через 3 мин.